Урок-конспект по литературе: "Ф. И. Тютчев. Весенние воды" (2 класс)
Тема: Ф. И. Тютчев "Весенние воды"
Цели:
1. Знакомство учащихся с творчеством поэта.
2. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения.
3. Развитие образного и логического мышления.
4. Пополнение активной лексики учащихся.
5. Воспитание любви к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Планируемые результаты:
• учащиеся должны уметь определять главную тему и мысль произведения;
• уметь находить в тексте примеры тропов;
• уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон.
Оборудование: портрет Ф. Тютчева, музыкальная запись М. И. Глинки "Веснянка", репродукции картин И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели".
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.
А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
(Весна)
Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?
(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)
3. Сообщение темы и целей урока
Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.
Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о Тютчеве.
4. Проверка домашнего задания
Проводится в форме блиц опроса:
• Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)
• Годы жизни (1803-1873)
• Где родился поэт? (В Орловской губернии, в семье помещика.)
• Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время он жил за границей.)
• Какова основная тема его лирики? (Русская природа.)
• А что мы называем лирикой? (Лирика – род художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в стихотворной форме.)
5. Первичное знакомство с произведением
Вы хорошо помните биографию поэта. И правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.
А весна – самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.
Послушайте стихотворение "Весенние воды"
Учитель читает стихотворение.
(Картина И. Левитана "Март")
6. Работа с текстом
А) Восприятие поэтического текста
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)
Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)
Б) Словарная работа
• Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
• Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
• Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)
Учитель читает стихотворение, подчеркивая интонацию.
В) Физкульт.минутка
Давайте попробуем с вами изобразить вешние воды. Я называю слово, вы передаете движениями, мимикой.
Итак, ручьи бегут, шумят, будят, блещут, гласят.
(Картина А. Саврасова "Грачи прилетели")
7. Визит в поэтическую мастерскую
А) Работа по развитию творческого воображения
• Прочитайте стихотворения про себя. Какие картины вы себе представили?
• Прослушайте творение русского композитора М. И. Глинки "Веснянка".
Какие звуки наступающей весны вы услышали? (Трели соловья, журчание ручьев, звон капели.)
Соответствует ли музыка стихотворению Тютчева? (Да, она тоже передает звуки весенних вод)
Как вы думаете, о каком месяце идет речь? (Конец марта – начало апреля. Это время, когда тает снег.)
Какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них. (Учащиеся описывают явления природы, характерные для весенних месяцев.)
Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки.)
Б) Введение нового понятия: олицетворение
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.
Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
• Зачем поэт использует олицетворение?
• Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи?
• Как они себя называют?
• А как вы понимаете последние три строчки?
• Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?
8. Развитие эстетического восприятия текста
Весну любили не только музыканты и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин русских художников, посвященных весне:
И. Левитан "Март"
А. Саврасов "Грачи прилетели"
• Всмотритесь в краски весны. Это похоже на волшебный напиток. Один глоток – и вы понимаете, о чем кричат грачи, вы слышите звон капели, понимает, о чем шепчут лист деревьев.
Какая из картин, на ваш взгляд, лучше всего иллюстрирует стихотворение Тютчева? Объясните свою точку зрения.
(Учащиеся рассматривают картины, называют признаки весны, объясняют свой выбор.)
9. Выразительное чтение стихотворения
10. Подведение итогов урока и выставление оценок
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие приметы весны описывает поэт?
• Каким приемом он пользуется для передачи настроения?
• Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
11. Домашнее задание
1) Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть.
2) Нарисовать пейзажную зарисовку по мотивам произведения.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.